Урок мужества к 100-летию Героя Советского Союза Виктора Талалихина «Иду на таран»

Урок мужества

к 100-летию Героя Советского Союза Виктора Талалихина «Иду на таран»

В соответствии с планом основных мероприятий военно-патриотического воспитания ДОСААФ России, Регионального отделения ДОСААФ России РД и Кизилюртовской автошколы на 2018 год совместно с военным комиссариатом г.Кизилюрт, Кизилюртовского и Кумторкалинского районов Республики Дагестан, отделом образования МО «Город Кизилюрт» и администрацией образовательных учреждений Министерства просвещения Республики Дагестан с 3 сентября с учащимися школ проводился Урок мужества «Иду на таран», посвященный 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Виктора Талалихина.

 

Основные цели:

-воспитание подрастающего  поколения в духе патриотизма и готовности к защите Отечества;

-военно-патриотическому воспитанию граждан в ДОСААФ России;

-изучения история и своего народа, уважения к памятным датам Российской истории.

-подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах России.

Гости школ города и района в дни проведения Урока мужества.

 

-Директор МКОУ СОШ №9 – М.М. Мирзаев

-Заместитель директора  МКОУ СОШ №9 по учебной части Эмиров А.И.

-Преподаватель ОБЖ –ветеран ВС России подполковник запаса А.З.Гусейнов

-Заместитель начальника Автошколы ДОСААФ Г.М. Абакаров

-Начальник колонны автошколы  Р.П. Магамедов

-МПОВ автошколы  К.М. Абдулаев

-Начальник отделения (подготовки  и призыва на военную службу) Кизилюртовского

 военкомата Х.Н. Газимагомедов

-Заместитель директора по воспитательной части МКОУ СОШ №1 с. Комсомольское

 С.А. Исрапилова

-Преподаватель МКОУ СОШ №1 с. Комсомольское  С.Ш. Магомедов

Форма Урока мужества был посвящен 100-летию Героя Советского Союза Виктору Талалихину, который одним из первых лётчиков РККА совершил ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик.

Урок мужества, посвященный 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Виктора Талалихина проводит Директор МКОУ СОШ №9  М. Мирзаев начал со слов Главного маршала авиации дважды Героя Советского Союза А.А.Новикова, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: «Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это, прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл враг».

Будущий герой Виктор Васильевич Талалихин родился в Саратовской области, в селе Тепловка, 18 сентября 1918 года в обычной семье. Его отец Василий Иванович - участник Первой мировой войны, работал в артели штукатуром. Мать - Вера Ивановна, занималась воспитанием четырех сыновей: Павла, Александра, Николая и младшего, Виктора. По воспоминаниям, он рос смелым, энергичным и смышленым, рано познал крестьянский труд в деревне. Когда Виктору исполнилось 6 лет, семья переехала в районный центр. Вольск — город индустриальный. В 20-е годы там шло интенсивное строительство цементного завода, где и стал трудиться его отец. А кругом настоящие волжские просторы — недаром город назван Вольском. Здесь прошли детские годы Виктора Талалихина, здесь он окончил школу-семилетку № 1.

Сейчас эта школа называется «Гимназией имени Героя Союза В.В. Талалихина». Она по-настоящему уникальна. Ее неофициальное имя - «Школа героев». Это единственная школа в России, сразу 9 выпускников которой были удостоены звания Герой Советского Союза - и большинство из них были летчиками!

Урок мужества, посвященный 100-летию Виктора Талалихина проводит заместитель начальника Кизилюртовской АШ РО  ДОСААФ России РД Гасан Абакаров отметил- В годы Великой Отечественной войны неувядаемой славой покрыли себя воспитанники оборонного общества ОСОАВИАХИМ (предшественник ДОСААФ России).

Это были настоящие легенды советской авиации - трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитович Кожедуб. Каждый третий военный летчик, носивший на груди Золотую Звезду Героя, также являлся воспитанником ОСОАВИАХИМ. В их числе - истребитель Виктор Талалихин, совершивший первый ночной таран в истории Великой Отечественной войны.

Урок мужества «Иду на таран» проводит заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ №1 сел. Комсомольское  С.А. Исрапилова.

Это самый настоящий подвиг - когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивает удар своей машины на самолёт врага.

Воздушный таран не был предусмотрен советским воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу самостоятельно. Ими двигали чувство долга, ответственности за судьбу страны, любовь к Родине, ненависть к захватчикам.

Урок мужества

«Иду на таран»(к 100-летию со дня рождения

Героя Советского Союза Виктора Талалихина)

 

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище. Здесь все дышало духом героизма: его выпускниками были легендарные летчики – Валерий Чкалов, Николай Каманин, Владимир Коккинаки, многие другие известные авиаторы. Учился Виктор ответственно.

Год подготовки – Талалихин получает звание младшего лейтенанта и  отправляется для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк. В полку осваивали новые самолеты И-153. Истребитель И-153, прозванный «чайкой», являлся высокоманевренной и скоростной машиной. В январе 1939 года Виктор Талалихин принял воинскую присягу. И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

 

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939–1940 годов. В январе – феврале 1940 года стояли сорокаградусные морозы, и в один из таких дней молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин совершил 47 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника. Один из них был повержен в тот момент, когда начинающий пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва. Первой боевой наградой Виктора стал  орден Красной Звезды.

13 марта 1940 года военные действия между СССР и Финляндией закончились, и Виктор Талалихин продолжает совершенствовать свое боевое мастерство.

Весной 1941 года он с отличием окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв. Авиационная часть находилась в небольшом подмосковном городке. Как всегда, Виктор был активистом, занимался общественной работой – и помимо служебной, боевой деятельности стал вести занятия в школьном парашютном кружке. Молодежь готовилась к защите Родины, но, несмотря на обостряющуюся международную обстановку, никто точно не знал, что предстоит война.

Суровое лето 1941-го.

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими. Военно-воздушным силам Красной Армии приходилось труднее всего: массированный удар гитлеровцев по нашим аэродромам в первые часы войны на территории от Черного до Балтийского моря привёл к огромным потерям в авиации.

С июня 1941 года 177-му истребительному полку, в котором служил Виктор Талалихин, была поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении (Подольский район Московской области). Уже через месяц после начала войны, 22 июля, состоялся первый авианалет на Москву.

Но система противоздушной обороны столицы оказалась эффективной. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве сильный урон, и огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше. Люфтваффе господствовало в воздухе – их самолеты были совершеннее, пилоты – опытнее, однако даже немецкие асы признавали героизм и мужество советских лётчиков.

Когда не было других возможностей остановить врага, наши пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, самые тяжелые месяцы войны.

            Для лётчика таран во многих случаях означал большой риск, даже гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага и высокое мастерство, чтобы нанести урон противнику, но стараться сохранить себя и свою машину. Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибало примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и продолжали вести бой, и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два - три тарана в одном бою, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом.

Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил 6 августа — это был немецкий «юнкерс-88». А бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл на следующую ночь. Вот как это было.

Виктор сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора, ища неприятельские самолеты. Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, ожидая боевого сигнала. И вот получено сообщение: «Самолеты противника появились на высоте 4 тысяч метров». Талалихин поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская и Столбовая. Виктор заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели — бомбардировщику «хейнкель-111».

Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой – это намного больше, чем у легкого истребителя. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Виктор вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его. Подбитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака — шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит.

«Хейнкель-111» уходит. Талалихин мгновенно принимает решение — идти на таран, информирует на землю — похоже, кончились боеприпасы. Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается к хвосту, но из самолета сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину — рука прострелена.

Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, наш летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют. Фашистский «хейнкель -111» падает! Оказывается, молодой летчик таранил бомбардировщик, пилотируемый асом-подполковником, награждённым Железным Крестом за боевые налёты на польские города в 1939 и 1940 годах...

Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили его на берегу реки Северки местные жители. На следующий день летчик прибыл в полк, и новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась на весь Советский Союз. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из  достижений мировой военной авиации.

            Ночной таран Виктора Талалихина был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто пал духом на фоне тяжёлых боев на фронте. Уже на следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был не строгим, а весёлым и добродушным человеком, обладающим  хорошими актёрскими способностями.

При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

            Герой Советского Союза был ростом всего 155 см, из-за чего он еле-еле доставал до педалей в самолете. Из-за этого на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, собирались даже признать негодным к летной службе. Были сомнения, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Его тогда взяла на поруки девушка-инструктор Мария Колотилина, которая заметила настойчивость Виктора, его любовь к авиации. И пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказал свои способности и силу характера делом.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией – выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

Братья Виктора тоже были на фронте: Александр летал на боевых самолетах под Ленинградом, а старший лейтенант Николай, морской летчик, – защищал Мурманск. И тогда же, в сентябре 1941 года, в семье Талалихиных произошла первая потеря: Николай Талалихин погиб в воздушном бою на Кольском полуострове.

А героическое таранное дело советских пилотов продолжало жить. Осенью 1941 года в боевые части германских ВВС поступил циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во  избежание тарана». Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших подобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь совсем недавно сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне−это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»− вторил командующий фашистскими ВВС Геринг.

Но воздушные тараны первых дней войны заставили забыть эти хвастливые речи. Это было первое посрамление «германской формы боя» и первая моральная победа советских лётчиков.

Последний бой героя

Спустя две недели, 18 сентября, Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года. Всего 23 года, а сколько уже за плечами! Только-только оправившись от ранения, лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице.

Наступили грозовые октябрьские дни 1941 года. Москва на осадном положении. Фашисты захватили подмосковные города Волоколамск, Малый Ярославец, Клин.  Немецкие танковые колонны рвутся к Туле, Кашире, Дмитрову. Советские армии Белова, Говорова, Рокоссовского ведут оборону Москвы.К концу октября 1941 года Виктор сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Было раннее утро 27 октября, холодное, ясное. К середине дня появились тучи, задул пронзительный холодный ветер. Фашисты рвутся к Москве, колонны танков движутся по Варшавскому шоссе, бомбардировщики волнами налетают на пригород.27 октября 1941 года командир эскадрильи  Виктор Талалихин  во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки Подольского района. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109.

Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в Виктора.  Машина потеряла управление и через некоторое время упала. Так погиб легендарный советский летчик Виктор Васильевич Талалихин.

Останки Героя Советского Союза Виктора Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром (микрорайон Кузнечики города Подольска), откуда лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске, Москве, Саратове.

Песня о Талалихине

 

Сегодня под Москвою тихо,
Сегодня немцы не бомбят.
 Остался в небе Талалихин
 И не вернётся, говорят.
 Не видно в небе самолёта,
 Аэродром зарос травой...
 Его нелёгкая работа -
 Дежурить в небе над Москвой.
 В стране опять неразбериха:
 Один вперёд, другой –назад,
 А в небе Виктор Талалихин
 Перелетел за 60!

 

Он возвращался после боя
 Весёлый, сильный, молодой.
  Не знал, что небо над Москвою
  Останется его Москвой.
  Салюты праздничных орудий,
  Курантов новогодний бой...
  Он не погиб, поверьте, люди!
  Он задержался над Москвой!
  Не отвернул. Сегодня тихо...
  Сегодня немцы не бомбят.
  Ведь в небе Виктор Талалихин
  Остался, звёзды говорят!