Урок мужества посвященный Победе советского народа в ВОВ 1941-1945 г.г.

8.05.2018г. по девизом «Победа  во имя мира на Земле», «Герои ДОСААФ России в борьбе за наше Отечество» в соответствии с распоряжением Председателя ДОСААФ России №72 от 3.04.2018г. и распоряжения Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Республики Дагестан №3 от 23.04.2018г. совместно с образовательными учреждениями города Кизилюрт и Кизилюртовского района  сотрудниками Кизилюртовской Автошколы провели Урок мужества в МКОУ СОШ №7, МКОУ СОШ №9 г.Кизилюрт, Комсомольской СОШ №1 и Кульзебской  СОШ №1

 

Целью Урока мужества:  содействие формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей патриотизма, гражданственности  воспитание у подрастающего поколения  уважения к родной стране, её историческим корням, славным военным и трудовым традициям.

 

Задачи Урока мужества:

-   формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;

-  ознакомление молодежи с военными боевыми традициями Русской, Советской и Российской Армии примерами мужества и героизма защитников отечества проявленных нашими земляками в мирное и военные годы;

-  формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;

-  сохранение памяти о Героях на конкретных примерах их подвигов, содействие формированию у молодежи готовности к достойному и  самоотверженному служению Отечеству;

- пробуждение у молодежи желания познать, и приблизится к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм и формирование на этой основе готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма наших земляков.

 

 

 

Преподаватель истории Кульзебской МОШ №1 Гасан Азизович Юсупов

 

В  9-11классах ребятам рассказал о боевых традициях Русской, Советской и Российской Армии, о примерах мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими земляками в военные годы. Учащиеся узнали о многих исторических фактах Великой Отечественной войны, об истории создания ДОСААФ, о том, как члены оборонного общества служили и служат Отечеству, о тысячах награжденных орденами и медалями за боевые подвиги, мужество и отвагу, удостоенных звания Героя Советского Союза, о легендарном летчике, первом трижды Герое Советского Союза Александре Ивановиче Покрышкине, 105-лстие которого отмечали в марте этого года.

Более 20 миллионов жизней унесла Великая Отечественная. Все те, кто был на поле брани, шли на подвиг ради мира, ради жизни!

В ходе проведения Урока мужества были отмечены, что духовно-историческая основа нашей Родины -  содружество народов, веками совместно живущих на общей земле, в российском обществе и государстве. Любовь к Родине невозможна без знаний о ней. Эти знания хранит опыт наших близких и далёких предшественников. Наши предки своими силами, умом и трудом создали и благоустроили для жизни нашу великую страну, защищали её в войнах и восстанавливали после возвращения к мирной жизни.

Наши предки обладали высокими духовными качествами – любовь к  своей Земле, верностью гражданскому и воинскому долгу.  XXвек – особенный в истории нашей страны. Он несет печать величайшей мировой войны и беспримерной Победы советского народа над мировым фашизмом.

Победили мировое зло наши с вами предки – наши родные и близкие своими ратными подвигами и трудом в тылу.

Особое внимание обратили на роль ДОСААФ в Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945годов.

Свое служение Отечеству оборонная организация осуществляет с 23 января 1927года, когда на совместном заседании делегатов 1-го съезда АВИАХИМа, представлявшего 2 миллиона членов этого общества, и участников Пленума Центрального  Совета Общества содействия обороне, было принято решение о слиянии этих двух общественных организаций в одну – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР (ОСОАВИАХИМ).

С первых дней Великой Отечественной войны ОСОАВИАХИМ стал поистине  сражающейся на всех фронтах организацией. Добровольно и по мобилизации на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками ушло более 7,2 миллиона её членов – свыше половины состава оборонного  Общества. Такого  количества военно-обученного резерва для действующей армии не имела ни одна страна в мире.

 

 

 

 

 

Урок мужества

Первый Трижды Герой Советского Союза

А.И. Покрышкин

 

 

 

Преподаватель по истории Комсомольской СОШ №1 Зухра Магомедовна посвятила Урок мужества памяти Первого Трижды Героя Советского Союза маршалу авиации

А.И. Покрышкину

 

Среди имен военных летчиков имя Александра Ивановича Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, в период Великой Отечественной войны, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приемов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца – искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твердость характера и как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека.

Боец, целеустремленный и активный, ищущий свой путь, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен некоторым начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили ему многих сил. При этом Александр Иванович не был честолюбив, о чем говорит его отказ в феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.

Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному летчику был свойствен взвешенный и точный юмор. Сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

Автор крылатой формулы: высота – скорость – маневр – огонь, Александр Иванович Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко.

Трижды Герой Советского Союза и национальный герой Росси родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 марта 1913 года. Жизнь не баловала его с детства. В неполных 15 лет он был вынужден оставить учебу в школе и зарабатывать себе на хлеб – так сложились семейные обстоятельства…

Мечта о летной профессии овладела Покрышкиным еще в детстве. В своей книге «Познай себя в бою» А.И. Покрышкин пишет: «…двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет стоял и я… Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».

 

 

В 1928 году Александр оканчивает семилетку. Некоторое время работает кровельщиком в строительных организациях. Чтобы попасть в летную школу, надо было иметь рабочую специальность, «мещанская» профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Через полтора года он завершил учебу в ФЗУ, и до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке Покрышкина направляют в Пермь, в авиационную школу. Казалось, его мечта вот-вот осуществится, но пермскую школу с этого года переводят на профиль подготовки авиационных техников. Осуществление мечты было отложено на несколько лет. Но Александра ничем было не остановить, с неукротимой настойчивостью он пишет рапорта о переводе в летную школу. Официальный ответ краток: авиации нужен и технический состав.

В декабре 1933 года А.И. Покрышкин оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников. Авиатехником Покрышкин становится первоклассным. Его девиз: «знать все в авиации». В 1934 году он направляется на Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года Покрышкин – старший авиатехник авиационного звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично.

Уже тогда проявляется его творческая натура. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолета-разведчика Р-5. Отправляет свои разработки в Москву и получает благодарственное письмо от Главного конструктора Н.Н. Поликарпова.

Инженерные знания, аналитический ум, творческая увлеченность была замечена командованием. А.И. Покрышкину поручают вести занятия с техническим составом части. Он преподает в аэроклубе, ведет кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам строит тренажер для тренировки летчиков.

А небо по-прежнему влечет его с невероятной силой. Он продолжает сам подниматься в небо на планере, позднее в качестве летчика-наблюдателя на самолете Р-5.

Воентехник 2-го ранга А.И. Покрышкин – любитель и знаток военно-исторической литературы. Его кумиры – знаменитые русские летчики П.Н. Нестеров – автор «мертвой петли», и Е.Н. Крутень, сбивший 20 самолетов противника в годы первой мировой войны, написавший книги «Воздушный бой» и «Истребительная авиация».

Дерзостная мечта о небе привела к неожиданному для всех поступку. В сентябре 1938 года Александр Иванович оформляет очередной отпуск и за 17 дней осваивает годичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Сопротивление отдела кадров ВВС наконец-то сломлено. Покрышкина направляют на учебу в знаменитую Качинскую школу летчиков, и снова на «отлично» менее чем через год он заканчивает обучение. В 1939 году старший лейтенант А.И. Покрышкин получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы поблизости от советско-румынской границы.

И уже на этом этапе Покрышкин проявил себя как сторонник энергичного пилотирования с высокими перегрузками, инициатор стрельбы с предельно короткой дистанции. «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!» - говорил он.

Далеко не все командиры спокойно относились к нарушениям устаревших инструкций. «Это, - как пишет сам Александр Иванович, - в некоторых случаях приводило к конфликтным ситуациям. Но недаром говорят, что сибиряки народ упрямый. Несмотря ни на что, твердо придерживался своей линии».

За два месяца до начала войны 55-й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на И-15 и И-153, был перевооружен на новейшие истребители МиГ-3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства и обнаружил опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серийном выпуске самолета.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолета, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего летного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по «конусу» но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что летчики в воздухе хуже выполняли правые развороты, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону, хотя другие летчики избегали их. Вообще резкому маневрированию Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдержать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Александр Иванович даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия летчиком на ручки управления, так как в бою это представлялось важным.

Боевое крещение А.И. Покрышкин получил уже в первые дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка. 23 июня при разведке переправ через реку Прут его пара встретила пятерку Ме-109. Отбивая атаку, на выходе из пикирования, короткими очередями Покрышкин подбил одного из «Мессеров». Завороженный видом своего первого поверженного врага, но сам попал под удар немецкого истребителя, но ушел на бреющем и посадил поврежденную машину на свой аэродром.

3 июля 1941 года, уже имея несколько побед в воздухе, Покрышкин был сбит огнем зенитной артиллерии над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертые сутки добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы.

Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведет разведку и вновь его подбивают. 5 октября, в районе Запорожья, пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полета была внезапно атакована четверкой Ме-109. Лишившись ведомого летчик в одиночку, сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете пытался выйти из боя. Три оставшихся «мессеров» бросились вдогонку, расстреливая беззащитный «МиГ».

«Перед самой землей, - вспоминал А.И. Покрышкин, - мотор заглох, выравниваю самолет и иду на посадку «на живот». В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит корову прутиком. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке… В самолете раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот… Удар головой о приборную доску – и я теряю сознание…»

Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. Александр Иванович несколько дней выходит из окружения с боями во главе группы солдат.

Однажды Александр Иванович Покрышкин сказал: «Кто в 1941 – 1942 годах не воевал, тот войны по настоящему не видел». В этом была большая правда – чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли «пляской смерти», опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов.

Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины на «миге» Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок Александра Ивановича и забрызгав кровью стекло кабины. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Подобные случаи, а их было не менее десяти, писал А.И. Покрышкин в своих мемуарах, «заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда».

Фронтовая слава Покрышкина опередила его официальное признание. По распоряжению командира полка В.П. Иванова ему поручают переучивание молодежи с И-16 на МиГ-3. Он знакомит пополнение с тактическими находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости – так называемым «соколиным ударом», с эшелонированием по высоте. А потом начались тяжелейшие бои над Ростовом-на-Дону.

В конце 1941 года основная работа Покрышкина – разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полете в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста – более 200 машин. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из ее летчиков! Значимость совершенного им была слишком очевидна, и Александр Иванович Покрышкин был удостоен своей первой награды – ордена Ленина.

Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин все чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в сою тетрадь «Тактика истребителей в бою». Осенью 1941 года в тетради появляется запись: «Главная причина неудач при сопровождении бомбардировщиков была малая скорость истребителей. И как следствие этого – ведение боя на горизонтальных маневрах. Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для получения ее необходимо сопровождающим звеньям и парам полет производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Этот способ сопровождения методом «ножниц».

Но опасность подстерегала А.И. Покрышкина не только в воздухе. Летом 1942 года произошел несчастный случай, в результате которого винтом самолета УТ-2, командиру полка В.П. Иванову сломало руку, и он был отправлен в госпиталь. В полк он уже не вернулся. Командиром полка назначили, бывшего штурмана полка, Н. Исаева. Давнее недружелюбие Исаева к Покрышкину вылилось в то, что командир полка, в конце 1942 года, сфабриковал дело, чтобы избавиться от непокорного подчиненного. Было отозвано представление к званию Героя Советского Союза. Покрышкина обвинили в нарушении наставлений и инструкций по действиям истребителей, исключили из партии и из штатного состава полка.

В 1953 году Покрышкин получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов-на-Дону заместителем командующего воздушной армией. Окончив с отличием академию Генерального штаба Александр Иванович становится командующим 8-й отдельной армией ПВО – заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В этой должности Покрышкин служил 10 лет. До 1963 года Александр Иванович летал на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий. Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полете, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт. Только огромный летный опыт и специфическая «память пространства» помогли вернуться ему на аэродром и посадить самолет.

В августе 1968 года Александр Иванович Покрышкин был назначен заместителем Главнокомандующего войсками ПВО страны.

Служба в Москве у Покрышкина была особенно сложной. На компромиссы Александр Иванович никогда не шел. Вещи всегда называл своими именами. Отношения с Главкомом ПВО – Маршалом П.Ф. Батицким, попросту, не сложились.

В 1972 году, в 59 лет, генерал-полковника А.И. Покрышкина назначают председателем ЦК ДОСААФ СССР. Возглавив оборонное общество, он почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи – резерва Вооруженных Сил. Александр Иванович с головой ушел в решение проблем, связанных с реализацией задач оборонного общества.

В декабре 1972 года Александру Ивановичу Покрышкину было присвоено звание маршала авиации.

Заместитель председателя ЦК ДОСААФ в 1975-1988 годах генерал-лейтенант В.В. Мосяйкин вспоминал: «Огромный авторитет, который имел в стране Покрышкин, его талант выдающегося государственного деятеля, высокие человеческие качества обусловили подъем деятельности оборонного общества. Он умел обеспечить комплексное решение важнейших задач ДОСААФ. Большое внимание уделял Александр Иванович финансовым вопросам. Общество начало получать гораздо больше средств за счет подготовки специалистов на договорных началах, автолюбителей. О темпах строительства говорит общее мнение о том, что именно Покрышкин вывел организации ДОСААФ из ветхих домов и подвалов в новые благоустроенные здания.

Покрышкин жил интересами оборонного общества… Когда после тяжелой болезни врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов, он написал рапорт с просьбой об освобождении от должности. Его уговаривали: «Работайте, у вас есть заместители, один ваш авторитет так много значит…» Но Покрышкин ответил: «Нет. Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня…» Все это говорит о его высочайшем чувстве ответственности.

С такой же ответственностью А.И. Покрышкин занимался и депутатской деятельностью. С 1946 по 1984 год он был депутатом Верховного Совета СССР, в 1978-1984 годах – член Президиума Верховного Совета СССР.

С 1981 года А.И. Покрышкин в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

 

 

Имя Александра Ивановича Покрышкина, легендарного летчика-аса, стало символом Победы. Поздравляя его с присвоением звания маршала авиации в 1972 году Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Все содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому дает Вам право на присвоение этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой». Доктор исторических наук В.П. Попов в своей статье «Почему русские выиграли войну?» пишет: «По свидетельству летчиков, участвующих в боях вместе с трижды Героем, присутствие Покрышкина вселяло во всех уверенность в нашей непобедимости, добавляло смелости и силы воли идти на риск…Личность А.И. Покрышкина в наибольшей степени отражает характер и дух русского народа, а знание его жизненного пути позволяет самым точным образом понять, КТО и ПОЧЕМУ выиграл Отечественную войну».

Трижды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Иванович Покрышкин был награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами – высокое признание благодарной Родины.

 

А.И. Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года в 11 часов 30 минут на руках у своей супруги Марии Кузьминичны после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал об опасности. Похоронен великий летчик в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель МКОУ СОШ №7 Рамазан Иманшапиевич провел Урок мужества на тему: «Легендарный командир подводников Герой Советского Союза Магомед Гаджиев»

 

 «Командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый ум, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника», — так, согласно воспоминаниям адмирала А.Г.Головко, определял необходимые для своей профессии качества Магомед Гаджиев. При этом все эти характеристики, по признанию командующего Северным флотом, полностью относились к самому их автору, «человеку без страха и упрека».

3 ДЕКАБРЯ 1941 года советская подводная лодка «К-3» под командованием К.И.Малофеева успешно выполнила задание первого боевого похода — установила мины в районе Гаммерфеста. Места, в которых плавала подводная лодка, полны мелких островов и узких проливов, заминировав подходы к которым немцы обустроили постоянный маршрут для своих конвоев. Командир дивизиона Магомед Имадутдинович Гаджиев, имевший обыкновение выходить в море на одной из подводных лодок своего дивизиона до ее первого успешного боя, принял решение пройти под выставленным немцами минным заграждением. Риск был вскоре вознагражден: советские моряки подкараулили крупный транспорт.

Торпеды, выпущенные подлодкой, уничтожили транспорт в том месте, где немцы этого совсем не ждали, однако самой лодке не удалось уйти незамеченной — сторожевые корабли забросали ее глубинными бомбами. Попытка лечь на грунт также не увенчалась успехом — оказалось, что глубины, указанные на карте, не соответствуют действительности, и «К-3» сильно ударилась о дно. А бомбы тем временем рвались все ближе и ближе. Гаджиев понял — лодка выдает себя, потому что в результате повреждений топливных цистерн на поверхность всплывает выливающийся соляр. Положение было очень опасным и грозило гибелью. И тогда Гаджиев принимает необычное решение: заставив немцев онеметь от удивления, лодка быстро всплывает, в упор расстреливает корабли противника из своих пушек и на полном ходу уплывает восвояси.

Немцы были так ошеломлены появлением, казалось бы, загнанной в угол советской подводной лодки, что не смогли ответить на него ничем, кроме беспорядочного огня, который не нанес лодке никаких повреждений. Наши моряки были куда точнее: напичканный глубинными минами сторожевой корабль фашистов после попадания в него снарядов взорвался, и на поверхности воды остались лишь обломки. Затем был уничтожен сторожевой катер. Ещё один катер, поняв, что его ждёт та же судьба, благоразумно предпочел спрятаться за одним из островов.
Важно отметить: Гаджиев поставил целью не просто спасительное бегство лодки от преследователей, а прежде всего именно уничтожение вражеских кораблей. Даже в столь отчаянной ситуации он предпочитал нападать, а не отступать — и в этом, как ни странно, и был залог победы в бою, где преимущества, казалось, были на стороне противника.

 

Родился Магомед Гаджиев в Дагестане, в ауле Мегеб, рядом с городком Темир-Хан-Шура, в 1922 году ставшим Буйнакском, в крестьянской семье. После революции, когда в его родных местах хозяйничали белые, Магомед тайно помогал партизанам, доставляя в горы все необходимое, включая гранаты. А когда мальчик понял, что вражеская разведка его выследила, то он просто исчез из города. Путь Магомеда лежал в Баку, к двоюродному брату Расулу, плававшему на военном корабле по Каспию. Вот тогда-то и выяснилось, что Магомед бредит морем, и Расул согласился помочь реализовать обнаружившуюся у младшего брата мечту. Магомеда уже готовы были взять на корабль, но эту затею в тот раз не удалось осуществить из-за отца, который приехал в Баку и забрал мальчика домой. Тогда он убежал снова и три месяца вместе с Расулом плавал на корабле. А потом братья получили отпуск и приехали погостить домой. Обратно они вернулись уже в другой Баку: за время их отсутствия город захватили войска Деникина. Расула расстреляли, а Магомед ушёл в горы — воевать за Советскую власть.

 В тринадцать лет у него, таким образом, был уже реальный боевой опыт. В 1921 году начинается мирная жизнь — Магомед идёт учиться в педагогический техникум, какое-то время работает на фруктово-консервном заводе. Но от мечты о море не отказывается. Наконец, в 1925 году по комсомольской путёвке единственный из всего Буйнакска Магомед Гаджиев отправляется на учёбу в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Кстати, первую практику будущий герой-подводник проходил в заграничном походе на борту революционной «Авроры».

Служит Гаджиев сначала на Чёрном море — минёром в бригаде подводных лодок, старшим командиром подлодки «Политработник», а затем на Тихом океане. Экипаж его подводной лодки учится выполнять боевые задачи в самых сложных погодных условиях — Гаджиев выводит корабль в море даже при 10-балльном волнении, ведь, как он говорил, «случись война — хорошей погоды не закажешь».
Служба Гаджиева на Тихоокеанском флоте проходила в тревожное время обострения отношений с Японией. За блестящее выполнение ответственного задания Магомед Гаджиев в 1935 году был награждён Орденом Ленина. В 1937-м для дальнейшего совершенствования военного искусства командира-подводника Гаджиев направляется в Военно-морскую академию. Во время войны с Финляндией занимает пост начальника отдела подводного плавания в штабе Северного флота. В октябре 1940 года его назначают командиром 1-го дивизиона 1-й бригады подлодок Северного флота — должность, в которой Магомед Гаджиев и встретил начало войны.

 

«Уничтожать вражеские суда следует не только торпедами, но и применяя артиллерию подводных лодок», — считал Гаджиев. Адмирал Головко, в годы войны командовавший Северным флотом, свидетельствует, что эта идея была абсолютно верной для лодок типа «К», на которых в войну воевал легендарный подводник. Тактику использования артиллерии подводной лодки для уничтожения кораблей противника на Северном флоте впервые применил именно Магомед Гаджиев.
Это произошло в сентябре 1941 года, после того как подлодка «К-2» под командованием В.П.Уткина обнаружила немецкий транспорт «Лофотен» водоизмещением до шести тонн. Вместо того чтобы выпустить по нему торпеду, лодка всплыла и открыла по кораблю артиллерийский огонь. Несколько прямых попаданий не оставили транспорту никаких шансов — он потерял ход, осел кормой и повернул в сторону берега. А спустя некоторое время моряки услышали, как взорвались котлы затонувшего судна. На помощь гибнущему транспорту поспешил гидросамолет, однако подлодка уже успела погрузиться и сброшенные на неё с самолета бомбы не достигли цели.

О победе, находясь уже близко от берега, по предложению лейтенанта Арванова сообщили холостым артиллерийским залпом. Салютовала носовая пушка, отличившаяся в бою. Вид ее говорил сам за себя — от высокой температуры лопнула краска (один за другим были сделаны 33 выстрела по врагу), и ствол покрылся ржавчиной. А традиция прижилась — о количестве потопленных кораблей противника на Северном флоте можно было узнать по количеству орудийных выстрелов, произведённых при возвращении в порт.
«Артиллерийские атаки произвели большое впечатление на противника: немец понял, что период безнаказанного плавания транспортов закончился», — таков был, по свидетельству командующего флотом, результат деятельности подводных лодок дивизиона Гаджиева. Немцы, кроме того, были вынуждены обеспечить своим транспортом сторожевые конвои — с помощью кораблей, задачей которых до этого момента были «набеговые операции» у советских берегов.

«Нет нигде и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все погибают, либо все побеждают», — говорил Магомед Гаджиев. Одержанных побед было и впрямь немало: на счету дивизиона, которым командовал Магомед Имадутдинович Гаджиев, числилось 27 уничтоженных фашистских кораблей, 10 из которых были потоплены при непосредственном участии командира дивизиона. И все это — менее чем за один год!

«Это кандидат на Героя Советского Союза», — записал в своем дневнике командующий Северным флотом А.Г.Головко после возвращения подводной лодки, на которой находился Гаджиев, из очередного победного похода. Это высокое звание, однако, было присвоено Магомеду Гаджиеву посмертно. Последний бой подводной лодки «К-23» произошёл 12 мая 1942-го, и, казалось бы, он был удачным: торпедой поражён немецкий транспорт, артиллерией расстреляны два сторожевых корабля. Информацию о победе экипаж «К-23» успел передать в штаб. Но на базу лодка не вернулась — полученные в бою повреждения не позволили ей погрузиться и тем самым скрыться от преследования в морских глубинах. Некоторые подробности трагедии советской подлодки удалось узнать из перехваченных донесений противника. «К-23» была атакована фашистским самолетом и вместе со всем экипажем погибла.

 

 

Тема:

«ОСОАВИАХИМОВЕЦ ИЗ ДАГЕСТАНА

ПЕРВЫМ ВОДРУЗИВШИЙ

КРАСНОЕ ЗНАМЯ НАД РЕЙХСТАГОМ ГЕРОЙ РОССИИ

ИСМАИЛОВ АБДУЛХАКИМ ИСАКОВИЧ»

 

 

 

 

 

Осоавиахимовец из Дагестана од­ним из первых

поднял стяг над  по­верженным рейхстагом.

 

 

 

 

Преподаватель ОБЖ Кульзебской СОШ №1 Магомед Ахмедович Аликберов рассказал учащимся о подвиге Героя России водрузившего Знамя  над Рейхстагом в Берлине Исмаилове Абдулхакиме Исаковиче

 

Этот снимок военного фотокорреспон­дента ТАСС Евгения Халдея известен все­му миру. На нем три советских воина уста­навливают Красное знамя над повержен­ным рейхстагом. Долгие полвека имена тех, кто запечатлен на фото, оставались неизвестны, вслед за официальной пропа­гандой все мы были уверены, что первыми Знамя Победы над разгромленной цитаде­лью фашизма водрузили сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария. И толь­ко в дни празднования 50-летия Великой Победы, в 1995 году, страна узнала имена киевлянина Алексея Ковалева, кумыка из Дагестана Абдулхакима Исмаилова и бело­руса Леонида Горячева - тех троих бойцов с исторического снимка, которые в дей­ствительности первыми подняли победный стяг над рейхстагом.

Как вспоминал командир разведроты 83-й стрел­ковой дивизии А. Шевченко, их штурмовая группа во главе с командиром взвода гвардии старшиной А. Исмаиловымв ночь с 30 апреля на 1 мая вела бои на этажах рейхстага, около 4 часов утра разведчики оказа­лись на куполе здания. И гак как у гвардии сержан­та А. Ковалева случайно оказалась косынка с красным крестом на белом фоне, оставшаяся от перебежчицы, медсестры-немки, то за неимением зна­мени этот клочок ткани бойцы привязали к ноге статуи кайзера Вильгельма Барбароссы. Так платок немецкой медсестры волею судьбы и наших развед­чиков впервые возвестил всему миру о Великой Победе.

11 мая 1995 года в эфире российского телевидения была показана программа Николая Сванидзе «Подробности», пос­вященная 50-летию Победы, куда были приглашены бывший сержант, а тогда уже полковник в отставке Алексей Ковалев и легендарный фотокор Евгений Халдей.  Они рассказали, что известный всему  миру снимок - постановочный и сделан  он был 2 мая 1945 года, на следующий день после фактического водружения первого победного флага. Рейхстаг уже два дня горел, внем еще продолжалисьбои. Поэтому подняться наверх, выбрать место, откуда снимать, было не так просто. Красный стяг, который Халдей сделал сам, он передал троим разведчикам, первыми поднявшим свое импровизированное знамя над рейхстагом. Найдя нужную точку Евгений Ананьевич сделал несколько снимков, где трое разведчиков устанавливают древко на  месте ранее укрепленного платка с красным крестом. То есть известный нам сегодня кадр-  почти точная реконструкция

исторического события. На  нем крепит флаг Алексеи Ковалев,егоподдерживает Абдулхаким Исмаилов, а Леонид Горячев их  охраняет...  

Хочу рассказать об одном изгероев этого события Абдулхакиме ИсаковичеИсмаилове. Он родился в Дагестане 1 июля 1916года в селении ЧагаротарХасавюртовского района. После окончания школы заведовал колхозным    током, был секретарем комсомольской организации, активным членом ОСОАВИАХИМа, Ворошиловским стрелком и  Ворошиловским всадником, значкистом ГТО.

 

В октябре 1938 годаА. Исмаилов был призван в Красную армию и служил в Ленинградской обла­сти. После окончания школы младших командиров уча­ствовал в боевых действиях в Финской компании, штур­мовал линию Маннергейма, где был первый раз ранен.

Великую Отечественную войну Исмаилов встре­тил на Украине. Разведчик передовой линии, он с первых дней войны был в пекле боевых действий. Участвовал в битве за Сталинград. Прошел с боями Украину. Белоруссию, Литву. Латвию, Эстонию, Польшу. Освобождал Запорожье, Одессу, Варшаву.

Несмотря на 5 ранений и 4 контузии, после лечения он снова возвращался в строй, в разведку и стойко шел дорогами войны. В составе 83-й отдельной гвардей­ской Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого. Запорожской стрелковой дивизии 8-й армии он при­нимал участие в боях за Берлин. Венцом его ратных подвигов стало участие в штурме цитадели фашизма - рейхстага.

Грудь разведчика украшали два ордена Красного Знамени, орден Славы IIIстепени, Отечественной вой­ны I степени. Красной Звезды, медаль «За отвагу», а также 12 боевых медалей за освобождение городов и территорий, с гордостью хранил он и три грамоты за подписью Сталина.

После той самой телепрограммы была восста­новлена историческая справедливость, и в 1996 году Абдулхакиму Исаковичу была вручена Золотая Звезда Героя России.

После войны он работал в колхозе родного села Чагаротар. По окончании республиканской партий­ной школы с 1952 по 1961 год работал парторгом, председателем колхоза, председателем сельсо­вета Чагаротара, с 1961 года в течение 30 лет тру­дился в системе управления оросительных систем Хасавюртовского района. И это при том, что он уже был инвалидом войны 1 группы!

В 2000 и 2005 годах А. Исмаилов принимал участие в юбилейных военных парадах Победы на Красной площади в Москве Он почетный гражданин городов Запорожье (Украина) и Хасавюрта (Дагестан), почет­ный член ДОСААФ России. Его именем названа одна из планет Вселенной, школа в селении Чагаротар, за миротворческую деятельность в период антитеррористической операции в Чеченской Республике он награжден Золотой медалью Всемирного фонда имени Шамиля.

По инициативе Дагестанского Оборонного общества и при поддержке ЦС ДОСААФ России 29 июня 2010 года имя А.И. Исмаилова было присвоено Махачкалинской объединенной технической школе ДОСААФ России.

Скончался заслуженный ветеран 16 февраля 2010 года во время вечерней молитвы, лишь немного не дожив до 65-летия Великой Победы - его Победы. Мужественный и скромный человек, Абдулхаким Исакович никогда не хвастался своим подвигом, считая его делом чести и долга, обычной солдатской работой.

До последних дней жизни А.И. Исмаилов вел боль­шую военно-патриотическую работу с подрастающим поколением, активно участвовал в жизни республикан­ской организации ДОСААФ, часто выступал перед моло­дежью. Являлся членом Дагестанского регионального отделения ДОСААФ России. Хасавюртовского горрайсовета ДОСААФ, почетным членом Хасавюртовской ав­тошколы и Махачкалинской объединенной технической школы ДОСААФ Светлый образ фронтовика героя и патриота, знаменосца Великой Победы - и сегодня слу­жит духовно-нравственному становлению молодежи, воспитывает верность воинскому долгу и готовность служить Отечеству.