"Выдающиеся люди ОСОАВИАХИМа-ДОСААФ и посвященное 90-летию оборонной организации"

 

 
 
 
В рамках 90-летия ДОСААФ России с 11.09.2017г.  по 16.09.2017года   в тесном взаимодействии с отделами образования МО «Город Кизилюрт» и Кизилюртовского района провели Урок мужества по теме «Выдающиеся люди ОСОАВИАХИМа- ДОСААФ» , целью которого стали:
- привлечение внимания учеников к празднованию 90-летия образования ОСОАВИАХИМа-ДОСААФ России-РОСТО (ДОСААФ) –ДОСААФ России;
- ознакомление учащихся с историей оборонной организации и с выдающимися людьми, чьи имена неразрывно связано с ней;
- формирование у учащихся чувства гордости за соотечественников, в том числе земляков, внесших достойный вклад в развитие оборонного общества;
- приобщить учащихся к славным воинским традициям, подвигам и примерам мужества, отваги и героизма защитников Отечества, проявленных ими как в военное время, так и в мирное время;
- развить мотивацию к защите Отечества и к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Вступительным словом перед школьниками выступил заместитель начальника автошколы по учебно-производственной части Гасан  Абакаров.
История общероссийского оборонного общества неразрывно свя¬зана с историей советского и постсоветского (российского) периода нашего государства. Во все годы деятельности члены оборонной орга¬низации из поколения в поколение хранят и приумножают лучшие тру¬довые, военно-патриотические и спортивные традиции, чтят память о выдающихся деятелях и реформаторах ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ России, его легендарных героях, тружениках и спортсменах, внесших неоценимый вклад в дело подготовки молодежи к военной службе, специалистов промышленного и строительного комплексов, военно¬технического сектора экономики, развитие авиационных, технических и прикладных видов спорта.
Мы - их продолжатели. В новых, очень непростых социально- экономических и военно-политических условиях, находясь в процессе осуществляемых в обществе преобразований, единственная в стране общественно-государственная организация ДОСААФ России выступа¬ет одним из наиболее действенных инструментов работы с молоде¬жью, позволяющей не только обучить молодого человека военным на¬выкам, но и дать ему полноценную путевку в жизнь.
Центральным советом ДОСААФ России, советами оборонного Общества страны в субъектах РФ делается все, чтобы достигнуть еди¬ного понимания целей, консолидировать усилия по реализации по¬ставленных Президентом Российской Федерации задач по обучению и подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах, воспитанию на¬стоящего гражданина и патриота России.
Тесное сотрудничество с государственными органами законода¬тельной и исполнительной власти, активное взаимодействие с ор¬ганами образования, физкультуры и спорта, молодежной полити¬ки позволяют не только более качественно и эффективно выполнять уставные задачи ДОСААФ, но также совершенствовать и развивать материально-техническую базу военно-патриотической деятельности, расширять формы своего участия в процессе обеспечения военной и национальной безопасности Российской Федерации. К настоящему времени определены не только новые задачи нашей организации, но и направления ее развития, стратегия возрождения. Ее суть в том, что¬бы максимально использовать сохранившийся потенциал ДОСААФ, особенно человеческий, принять все возможные меры к значительно¬му улучшению условий деятельности региональных организаций. Раз¬работаны специальные программы развития, принимаются меры по созданию сети Центров военно-патриотического воспитания и подго¬товки молодежи к военной службе, решаются вопросы системного ин¬формационного методического, материально-технического, финансо¬вого и иного обеспечения работы всех учреждений и подразделений ДОСААФ России.
Меры, предпринимаемые ДОСААФ России по выполнению уставных задач, находят понимание и поддержку у выс¬шего руководства страны. Возрождение организации, особенно в каче¬стве флагмана вновь создаваемой системы военно-патриотического воспитания, вызывает одобрение в различных слоях общества.
Наши усилия, направлены на то, чтобы организация вышла на новые рубежи в своей деятельности и заняла достойное ве¬дущее место в ряду тех, кто участвует в воспитании молодежи, истин¬ных патриотов и защитников Отечества.
 
 
 
 

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку
Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.
В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.
 

Урок мужества, посвященный  Маршалу авиации Первому Трижды Герою Советского Союза А.И. Покрышкину проводит  преподаватель  истории  
Комсомольской СОШ №1 Патимат Далгатова
 
Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.
Годы Великой Отечественной
Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.

В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков. А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)
С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.
Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.
После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. - военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.
Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985году в г.Москве.

 

Светлана Евгеньевна Савицкая

Светлана появилась на свет 8 августа 1948 года в столице, в семье военного начальника, маршала авиации — Евгения Яковлевича Савицкого. В семье царили дисциплина и порядок. Мать Светланы Лидия Павловна в военные годы служила вместе с мужем. И подобные обстоятельства несколько предопределили будущие увлечения их дочери. Савицкая Светлана Евгеньевна получила аттестат в 1966 году. После этого она была зачислена в Московский институт авиации. Успешно защитив диплом (в 1972 году), получила специальность бортинженера. Учебу в институте она совмещала с Калужским авиационным летно-техническим училищем, где впоследствии получила квалификацию летчика-инструктора. Еще являясь ученицей средней школы, она начала заниматься пилотажным видом спорта и вошла в действующий состав сборной. Светлана Савицкая быстро набиралась опыта и уже в 1970 году в Англии одержала первенство в мировом чемпионате по пилотажу на поршневых самолетах. Также ей удалось сделать три рекордных прыжка с парашютом из стратосферы и совершить восемнадцать авиационных полетов на самолетах с реактивным двигателем. А в 1970 году ей уже было уготовано звание мастера спорта СССР. 

После получения диплома Светлана Савицкая работала какое-то время летчиком-инструктором, получая при этом дополнительную квалификацию летчика-испытателя. В 1976 году она стала работать в Научно-производственном объединении «Взлет». А чуть позже, уже имея немалый опыт, — летчиком-испытателем на заводе по машиностроению «Скорость» в городе Москве. В августе 1980 года Светлана была делегирована в состав летчиков-космонавтов, а немного позже ее назначили космонавтом-исследователем от «Скорости».

Семнадцатого июля 1984 года со станции Байконур поднялся в воздух «Союз Т-12», членами экипажа которого были трое опытных космонавтов и среди них — Светлана Савицкая. Фото, сделанное незадолго до взлета, до сих пор хранится в архиве космодрома Байконур. На орбите впервые была замечена столь многочисленная группа испытателей-первопроходцев, отличавшихся высокой квалификацией, целью которых было проведение необходимых экспериментов в разных областях научной деятельности. «Космическая дружина», в которую входила Савицкая, должна была провести целую серию мероприятий по наблюдению за здоровьем человека, самочувствием и состоянием организма в целом в условиях космической среды, получить более достоверную информацию о приспособлении человека к невесомости. В полете исследователями проводились соответствующие эксперименты, которые помогали выявить разного рода отклонения в работе органов слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, определить степень выносливости человека в космической среде и его подверженность к излишней слабости, вялости в условиях работы в космосе. Савицкая Светлана Евгеньевна также осуществляла наблюдения за воздействием среды открытого космического пространства на материалы, которые использовались при сооружении разного рода технических строений. 

Главной задачей команды, однако, был выход в открытое космическое пространство. И 25 июля 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым Ставицкая покинула пределы станции «Салют-7» и осуществила выход в открытый космос. Ими также был проведен уникальный эксперимент, который заключался в применении широкоуниверсального ручного инструмента, рассчитанного на работу в условиях космоса. Это устройство было снабжено электронным блоком питания, четырьмя планшетами, пультом управления, включающим в себя переключатели возможных режимов работы. В конечном итоге бортинженером космического корабля «Союз Т-12» были осуществлены следующие операции — резка, пайка, напыление и сварка. 
Пребывание в полете «космической команды» продолжалось в течение двенадцати суток. 29 июля 1984 года они благополучно вернулись на Землю. Специалисты ведущего экипажа решили продолжить привычную им работу на орбите, занимаясь подготовкой к следующему выходу в открытый космос. Светлана Савицкая тем временем продемонстрировала успешность осуществления в космическом пространстве тех «земных» работ, которые проводились обычно в привычном заводском цеху. Необходимо было только проявить соответствующую сноровку и быть готовым к любой ситуации. 
В политике Савицкая стала заметной фигурой в конце 1980-х годов и затем, в 1989 году, стала народным депутатом СССР, а также членом Верховного Совета СССР. Входила в партию коммунистов. В 1993 году она выдвигала свою персону на выборах в Государственную думу 1-го созыва, но потерпела неудачу. В конце декабря 1995 года Светлана Савицкая была избрана депутатом 3-го созыва и вновь вошла в состав фракции коммунистической партии. В 2003, 2007 и 2011 годах вновь была избрана действующим депутатом Государственной думы от партии коммунистов. Сейчас она является заместителем председателя Комиссии Парламентского собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью. 
Второй женщиной-космонавтом после Валентины Терешковой стала Светлана Савицкая. Биография ее переполнена значимыми событиями. Завершила карьеру она в 1993 году (в звании майора) в связи с заслуженным выходом на пенсию. Светлана Евгеньевна удостоена многих званий и наград, за ее плечами — выход в открытый космос, большое количество проведенных наблюдений и экспериментов, преподавательская деятельность
Урок мужества, посвященный космонавту Светлане Савицкой проводит директор Комсомольской СОШ №1 Азра Магомедовна Гимбатова
 

Муса Хираманович Манаров

Родился 22 марта 1951 года в городе Баку, Азербайджанская ССР. Окончил восьмилетку в школе города Харьков Украинской ССР. В 1968 году окончил среднюю школу №8 города Алатырь Чувашской АССР (с золотой медалью).
В 1974 году окончил факультет радиоэлектроники летательных аппаратов Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ) по специальности «радиоинженер».
С 19 апреля 1974 года работал инженером 74-го отдела НПО «Энергия», с 1 марта 1975 года - в 114-м отделе. Участвовал в натурных испытаниях изделий 11Ф615А8. А12. 11Ф732, 11С86.
С 1 февраля 1977 года работал инженером 110-го отдела. Занимался вопросами подготовки операторов.
Получил допуск Главной медицинской комиссии 3 августа 1978 года, 1 декабря 1978 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в отряд, зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия» приказом МОМ №439 от 8 декабря 1978 года.
С 8 декабря 1978 по июль 1992 года - в отряде космонавтов НПО «Энергия»: с 8 декабря 1978 года - космонавт-испытатель 110-го отдела; с 1 марта 1982 года - космонавт-испытатель 291-го отдела; с 1 марта 1989 года - инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса 291-го отдела. Одновременно с этим с сентября 1982 по август 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа для полета на ДОС «Салют-7» вместе с Ю.Малышевым.
С 1979 по 1982 год проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран». Получил право пилотировать самолет. Проходил самолетную подготовку в Курске на Л29 - 23 часа по вывозной программе с инструктором и 1 час самостоятельной отработки взлетов/посадок. И в Чкаловской на самолете Л39 - 20 часов полетов с инструктором.
  С сентября по декабрь 1983 года проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа для полета на ДОС «Салют-7» вместе с В.Джанибековым.
  С 1984 по 1985 года проходил подготовку в ЦПК в составе группы для полета на ОК «Мир».
  С сентября 1985 по февраль 1986 года готовился в качестве бортинженера второго экипажа по программе ЭО-2 на ОК «Мир», вместе с Ю.Романенко. В феврале 1986 года М.Манарова в экипаже заменил А.Лавейкин.
  С февраля 1986 по февраль 1987 года работал в ЦУПе сменным Руководителем полета ОК «Мир».
  С 1 марта по 9 декабря 1987 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-4» по программе ЭО-3 на ОК «Мир».
  Первый полет выполнил с 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-4» по программе ЭО-3 на ОК «Мир». Экипаж: Титов В.Г., Манаров М.Х., Левченко А.С.
Урок мужества, посвященный космонавту Мусе Манарову проводит завуч  СОШ №9 г.Кизилюрт  Агакули Эмиров
 
Во время полета выполнил 3 выхода в открытый космос: 26.02.1988 - продолжительность 4 часа 25 минут; 30.06.1988 - продолжительность 5 часов 10 минут; 20.10.1988 - продолжительность 4 часа 12 минут. Позывной - Океан-2». Продолжительность полета составила 365 суток 22 часа 39 минут 47 сек.
  С апреля по июнь 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера резервного (третьего) экипажа корабля «Союз ТМ-10» по программе ЭО-7 на ОК «Мир», вместе с А.Арцебарским. В июне 1990 года он заменил бортинженера второго экипажа корабля «Союз ТМ-10» В.Севастьянова, отстраненного от подготовки. С начала июня по 10 июля 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз ТМ-10», вместе с В.Афанасьевым.
  С 20 августа по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 на ОК «Мир».
  Второй полет совершил со 2 декабря 1990 по 26 мая 1991 года в качестве бортинженера КК «Союз ТМ-10» и ОК «Мир».
Экипаж: Афанасьев В.М., Манаров М.Х., Тоёхиро Акияма - К.И. Во время полета выполнил 4 выхода в открытый космос: 07.01.1991 - продолжительность 5 часов 18 минут; 23.01.1991 - продолжительность 5 часов 33 минуты; 26.01.1991 - продолжительность 6 часов 20 минут; 25.04.1991 - продолжительность 3 часа 34 минуты. Позывной - «Дербент-2». Продолжительность полета составила 175 суток 1 час 51 минут 23 сек.
С 1990 по 1993 год был народным депутатом РСФСР от 94 Дербентского национально-территориального округа, член Палаты Национальностей Верховного Совета РСФСР.
23 июля 1992 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. С 1992 по 1995 год работал в компании «Смолсат» и был генеральным директором ТОО «МКОМ». С 1995 года работал директором ЗАО «Выделенные интегральные сети», занимающегося созданием системы трекинговой радиосвязи (многоканальные рации для близких расстояний) крупным корпоративным клиентам. 
В декабре 1995 года баллотировался в Государственную Думу России II созыва от конструктивного экологического движения «Кедр», но избран не был. Входил в Президиум Российской партии самоуправления трудящихся.
Уволен в связи с избранием 2 декабря 2007 года депутатом Государственной Думы РФ. 2 декабря 2007 года был избран депутатом Государственной Думы РФ V созыва по списку Всероссийской политической партии «Единая Россия», региональная группа №5 (Республика Дагестан). Член Комитета Государственной Думы по обороне, член Комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. Является Председателем правления Московской федерации джиу-джитсу и кобудо.
 
 
Урок мужества, посвященный Летчику испытателю Дважды Герою Советского Союза Амет –хан Султану  проводит завуч  Комсомольской СОШ №1  Иса Исаев
 
 
 
Урок мужества, посвященный Летчику  Герою Советского Союза Юсуп Акаеву  проводит преподаватель  Комсомольской СОШ №1  Фарида Гасанова
 
В проведенном мероприятии, посвященный «Выдающимся людям ОСОАВИАХИМа ДОСААФ» были охвачены более 200 учащихся  школ города и района.