Урок мужества. Акаев Юсуп Абдулабекович

Акаев

Юсуп Абдулабекович

 

Родился 14.08.1922 г. в г. Буйнакск в семье крестьянина. Кумык. Член КПСС с апреля 1944 г. После 7 класса, работал учителем. В 1941 г. окончил юридическую школу. В ВМФ с 1941г., а в 1942г. - военно-морское авиационное училище. С сентября 1943г. на фронте. Боевое крещение принял под Новороссийском. Капитан Акаев к июлю 1944 г. совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков и много другой боевой техники противника. 19.08.44 г. Ю.А.Акаеву присвоено звание Героя Советского Союза. С 1948 г. майор Акаев в отставке. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Умер 19.11.1949 г. Памятники Герою установлены около педагогического училища г. Буйнакск, на улице Р. Гамзатова в Махачкале. Его имя носят школа №7 в городе Кизилюрт, совхоз в селе Учкент Буйнакского района.
Боевая служба младшего лейтенанта Ю. Акаева началась в 47-м штурмовом авиаполку 11-й штурмовой авиадивизии на Черноморском флоте. В этом же полку он будет воевать до полной победы над врагом уже в небе Балтики, умножая боевые традиции авиаполка.
В его составе он участвовал в обороне, а затем в освобождении от фашистов Черноморского побережья - городов и портов Таманского и Керченского полуострова, Анапы, Новороссийска, Феодосии, Крыма, Севастополя.
В ноябре 1943 года Ю. Акаеву, в двадцать лет уже назначенному командиром 2-й авиаэскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. И он в полной мере выдержал экзамен на мужество, самообладание и волю, показал не только пример личной отваги - первым ринуться в бой, обеспечить выполнение боевого задания при наименьших наших потерях, увлечь за собой группу, потом собрать ее и вернуть на свой аэродром, но и нести полную ответственность за действия ведомых. Уверенность, самообладание ведущего Ю. Акаева передавались всем. Его мастерство, отвага, готовность прийти на помощь вызывали большое доверие и уважение товарищей. Поэтому, как отмечалось во всех боевых характеристиках Ю. Акаева, летчики охотно шли с ним в атаку.
Ю. Акаев в сражении над Феодосией одним из первых в полку освоил новый, более эффективный способ нанесения ударов по плавсредствам врага - бомбометание с малых и средних высот, когда летчик-штурмовик переводит самолет в пикирование и с высоты 900 - 1200 метров подавляет зенитный огонь противника прицельной стрельбой из пушек, а затем сбрасывает на корабль бомбы, после чего выходит из пике. Стремительность и неожиданность такой атаки обеспечивает неизбежное поражение цели и полную деморализацию противника.
Юсуп Акаев был непосредственным участником освоения новых, все более эффективных способов бомбометания, когда стали осуществляться массированные боевые удары с участием различных типов самолетов большими группами. Один из таких вылетов подробно описан в книге «Авиация Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне» (М.,1983).
Обнаружив в порту Феодосия скопление вражеских плавсредств, было решено нанести комбинированный удар большой группой самолетов различных типов. Ведущим ударной группы 18-ти Илов-2 был старший лейтенант Ю. Акаев. Он, как отмечается в наградном листе, в этой трудной воздушной операции, проявив исключительную находчивость и героизм, выручил молодого летчика Михайленко, которого атаковали два мессершмитта, и, сочетая огонь с умелым маневром, сбил вражеский самолет. После этого сам был атакован двумя мессершмиттами. Используя все свое летное мастерство, Юсуп создал благоприятные условия для воздушного боя своему стрелку, который также сбил один мессершмитт. Об этом бое с восторгом и удивлением говорили в Военно-Морском Флоте, писали: на Черноморском флоте Юсуп Акаев стал первым летчиком-штурмовиком, вступившим в неравный бой с немецкими истребителями и сбившим в одной воздушной атаке два вражеских самолета. Об этом факте как о совершенно невероятном случае боя штурмовиков с превосходящим вдвое числом истребителей писалось в те дни во фронтовых газетах и после - в книге «Они сражались на Балтике» (Л., 1968).
А удивительно здесь то - и это не каждый знает, - что самолет-штурмовик Ил-2, на котором летал Ю. Акаев, не предназначен для ведения атакующего воздушного боя: его значительный вес (вдвое тяжелее истребителя), полеты на сравнительно небольших скоростях и низких высотах и т.д. осложняют ведение боя. Поэтому «Илы» всегда ходили на штурмовку под прикрытием истребителей. Если «Илу» навязывают бой, он его принимает. Но для этого летчик и стрелок должны владеть высоким мастерством. Таким мастерством Юсуп Акаев владел в совершенстве.
Тому подтверждение - и овладение им в боях за Севастополь разработанным новым методом бомбометания - более нижним, более рискованным, и более результативным топмачтовым. При топмачтовом бомбометании самолет, подходя к цели, резко снижается до 10-30 метров и сбрасывает бомбы. Выходя из атаки, «Ил» как будто перепрыгивает через мачты - топы атакованных кораблей. Отсюда и название.
Мы можем гордиться тем, что руководство полка, зная мастерство и умение наносить удары и всегда возвращаться без потерь, поручило именно нашему земляку - командиру эскадрильи первому опробовать новый способ бомбометания - разбить и потопить в 40 км от Севастополя вражеский караван: танкер, минный тральщик, 2 сторожевых катера, торпедный катер, быстроходную десантную баржу…
Юсупа знал весь Черноморский флот. Его называли мастером штурмовых ударов. Удивительные, поражающие цифры: 36 раз он водил в небе Черноморья группы по 6, 12, 18 «Илов», добиваясь точного выполнения задания. И не было ни одного случая, чтобы он возвратился на аэродром, не выполнив задания.
И еще поразительный, вызывающий уважение и гордость за него факт: ни разу командир не вернулся, потеряв кого-либо из товарищей. Другой удивительный факт: с декабря 1943 года, когда Юсуп получил новый самолет, и до самого окончания войны, почти все время пребывания на фронте он летал на одном самолете под № 21. Не потерял, не поменял свой «Ил». Летал как будто заговоренный. У некоторых летчиков полка, как свидетельствуют однополчане, даже сложилось мнение, что Юсуп - просто «везунчик», чрезвычайно удачливый человек. Но за успешным ратным трудом, «удачливостью» стояли мужество, отвага, опыт, высочайшее мастерство, точный расчет, ответственность за принятие решений командира эскадрильи.
Вот такими нелегкими, огненными воздушными дорогами шел наш земляк к Звезде Героя.

Заключение 25.12.2019

Случайное фото

Наши партнеры

Военный комиссариат Республики Дагестан

Общероссийская общественно-государственная организация

МИНИСТЕРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ  РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Министерства образования и науки Республики Дагестан

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Дагестанское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия»

Объединение организаций профсоюзов Республики Дагестан

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Академия гражданской защиты и медицины катастроф, Республика Дагестан

Наши контакты

Тел.: 8 928 515-09-90   8 87 (234) 3-13-31

Email : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Web : www.kizildosaaf.ru

Мы в "Одноклассниках"

Яндекс.Метрика